Медиация – один из самых популярных в России методов решения конфликтов. Соцопрос

Эксперты площадки ОГФ «Медиация и профилактика социальных конфликтов» провели интернет-опрос, чтобы выяснить, насколько хорошо люди знакомы с понятием медиация. Выяснилось, что больше половины респондентов очень плохо разбираются в вопросе. Координатор площадки Екатерина Горшенина комментирует итоги опроса и утверждает, что такой результат - главный стимул наращивать темпы работы по популяризации медиации. Ведь статистика показывает высокий уровень исполнения соглашений, достигнутых в ходе процедуры медиации, – в девяти случаях из десяти медиативные соглашения исполняются добровольно.

цу1.jpg

«Радует, что лишь 15% опрошенных совсем ничего не слышали о медиации. Зато практически всем (96.1 %) известны переговоры как способ разрешения конфликтов, суд среди методов занимает второе место (60.1 %), медиация — третье (56.9 %). Респондентам также было предложено написать свой вариант ответа — таких оказалось немало, в том числе: обращение к религиозным авторитетам, внутренняя улыбка и хорошее отношение к окружающим.

Абсолютное большинство респондентов (82,4 %) признало, что в современном российском обществе взаимоотношения характеризуются высокой напряженностью и конфликтностью. При этом многие предпочитают разрешать сложившуюся конфликтную ситуацию, идя на компромисс или настраиваясь на сотрудничество.

цу2.png

Медиация, конечно, еще не у всех на слуху. Для, примерно, 6% опрошенных это «очередное иностранное слово». И о высокой эффективности предлагаемого метода многие пока не знают. Примерно 45% считают её малоэффективной. Но! Еще 45% участников опроса, наоборот, считают медиацию эффективным методом разрешения конфликтов. Правда, не очень подходящим для российской ментальности.

Не обрадовали и ответы на вопрос о шансах распространения медиации в России. Хорошими и очень хорошими их назвали 28,8% опрошенных, средними и ниже среднего – 64,7%, никакими – 6,5%.

Также несколько человек отметили, что развитие медиации в России зависит от того, кто именно такую задачу поставит, кто будет заниматься продвижением. Такие точки зрения мы слышали и раньше, и слышим сейчас. К сожалению, приходится согласиться с тем, что очень важно, кто именно продвигает медиацию в нашей стране. На наш взгляд, если бы со стороны представителей органов власти была бы активная поддержка в продвижении данного института, всё развивалось бы гораздо быстрее и легче. Что касается менталитета, не можем полностью согласиться, поскольку всё же есть российские граждане, готовые садиться за стол переговоров, брать на себя ответственность в решении своей проблемы, и их не мало, как показывает практика.

Даже из числа респондентов две трети выразили интерес к участию в процедуре медиации, и чуть больше половины — в будущем обучении медиации. Однако 50% опрошенных не знают, кто в их регионе оказывает услуги по медиации.

И это, на наш взгляд, сигнал региональным организациям медиаторов - проявлять ещё большую активность в продвижении этого инструмента разрешения конфликтов во всех сферах жизни.

цу3.png

В целом, итоги опроса мотивируют работать с большей интенсивностью, поскольку запрос есть, а информации о методе и распространенности его применения недостаточно. Мы готовы дальше продолжать работу по популяризации медиации в обществе.

На сегодня экспертная площадка ОГФ «Медиация и профилактика социальных конфликтов» взаимодействует с другими площадками Форума («Сетевая лаборатория общественного контроля», «Качество социальной помощи», «Права людей с ограниченными возможностями», «Защита прав потребителей»). Планируем также активную работу с площадкой по модернизации пенитенциарной системы. Данное взаимодействие считаем очень важным, поскольку конфликты возникают в процессе любого общения – будь то в процессе общественного контроля, или при оказании помощи инвалидам, и медиация именно как культура общения поможет сторонам конфликта друг друга услышать, предотвратить дальнейшие противоречия и наладить конструктивный диалог».

Скачать полный отчет о проведенном опросе 

Вернуться назад