Эксперты ОГФ: законопроект СПЧ об общественном контроле устраняет ряд правовых пробелов, но содержит некоторые противоречия

Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

В настоящее время законопроект готовится к «нулевым чтениям» в Общественной палате РФ. Эксперты Общероссийского гражданского форума изучили документ и пришли к выводу, что предлагаемые изменения устраняют ряд правовых пробелов и должны привести к совершенствованию системы общественного контроля над деятельностью органов государственной власти. При этом эксперты считают необходимым внести в законопроект ряд изменений и дополнений с целью устранить некоторые противоречия и недостатки этого документа.

Так, специалисты ОГФ обращают внимание на то, что законопроект оставляет неурегулированной процедуру «включения» граждан в осуществление общественного контроля: критерии отбора граждан из числа зарегистрированных, процедура инициирования мероприятий общественного контроля, например, по аналогии с распоряжениями о проведении проверок органами государственного и муниципального контроля и т.д.

Эксперты считают не проработанным механизм аннулирования регистрации общественного эксперта, например, при наличии у общественного эксперта конфликта интересов, а также при любых попытках подкупа или давления на него. Также не определены понятие самого общественного эксперта и процедура обжалования аннулирования регистрации.

Законопроект устанавливает, что общественный контроль не является политической деятельностью за исключением случаев, когда он осуществляется политическими партиями или общественными объединениями, преследующими политические цели. Для предупреждения возможного неправильного толкования данной нормы эксперты считают необходимым соотнести ее с определением политической деятельности, содержащимся в законе «О некоммерческих организациях».

Законопроектом предлагается урегулировать порядок создания и использования системы электронной демократии, в которую должна вноситься информация об общественном контроле. При очевидной необходимости создания данной системы порядок ее функционирования требует большей степени конкретизации. Из текста документа следует, что данная система носит характер федеральной и не подразумевает создания региональных или муниципальных систем.Однако, для лучшей систематизации информации об общественном контроле необходимо закрепить обязательность размещения информации для всех зарегистрированных субъектов общественного контроля. При этом в рамках закона или соответствующего постановления Правительства РФ необходимо уделить внимание вопросам сохранности информации, внесенной в систему.

Законопроектом предлагается закрепить распространение информации об общественном контроле на основе «открытой лицензии». Специалисты напоминают, что федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» установлено, что доступ к информации об общественном контроле является открытым. В этой связи представляется сомнительным вводить в законодательство категорию правообладателя информации об общественном контроле.

Согласно законопроекту, предметом общественного контроля может быть деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, наделенных государственными или иными полномочиями, которая повлекла за собой возникновение фактов и обстоятельств, имеющих общественную значимость и (или) представляющих угрозу общественным интересам. Данное положение, по мнению специалистов, ограничивает сферу общественного контроля зависимостью от наличия угрозы общественным интересам и обязательным наступлением обстоятельств, которые имеют общественную значимость, т.е. происходит сужение сферы общественного контроля и установление для него правовых границ.

Представленный законопроект устанавливает, что государство оказывает содействие осуществлению общественного контроля, в том числе путем предоставления субсидий и грантов. При этом не установлены основания и условия их предоставления для субъектов общественного контроля. По мнению экспертов, подобная формулировка таит в себе коррупционные факторы. Эта норма в случае ее принятия даст правоприменителю необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Чтобы избежать коллизий с законодательством о субсидиях и грантах, формулировки нуждаются в уточнении, говорят специалисты.

Эксперты также считают, что принятие законопроекта не устранит основную проблему, не позволяющую институту общественного контроля в полной мере реализовать свои цели. Эта проблема заключается в дефиците мотивации у органов власти субъектов РФ разрабатывать и принимать региональные нормативные правовые акты в сфере общественного контроля и содействовать его становлению в территориях.

Анализ проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», подготовленный Ассоциацией «Юристы за гражданское общество» (скачать)

Экспертное заключение к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах общественного контроля в Российской Федерации”», подготовленное экспертом МХГ, доцентом кафедры административного права и процесса МГЮУ им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Стандзонь Л.В. (скачать)


Вернуться назад