Качество социальной помощи

Координатор площадки:
Спивак Александр Михайлович
эксперт по профилактике социального сиротства

Современные экономические вызовы влияют на способность значительного числа россиян поддерживать минимально приемлемые стандарты жизнедеятельности, заботиться о близких, а также на возможности государственного бюджета в сфере социальной помощи. Для поддержания уровня жизни граждан, для сохранения общественного согласия и качества человеческого капитала (необходимого для всех сфер социально-экономического развития) нужен перевод социального обслуживания на принципиально новый уровень.

Модернизация и развитие сектора социальных услуг относятся к приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации. Повышение уровня, качества и безопасности социального обслуживания населения заявлено как цель соответствующей подпрограммы Государственной программы «Социальная поддержка граждан»

В связи с этим, важнейшими задачами для экспертной работы становятся  поиск путей приведения вкладываемых средств и достигаемых результатов в максимально возможное соответствие, а также выбор способов повышения адресности и эффективности помощи гражданам в условиях существующих ограничений.

В предыдущие годы на Общероссийском гражданском форуме проблемы модернизации социального обслуживания не были предметом рассмотрения на отдельных экспертных площадках. В рамках Форума 2015 года вопросы «разгосударствления» системы оказания социальных услуг, перспективы НКО в качестве поставщиков услуг в контексте повышения их качества и доступности обсуждались на площадке «Некоммерческий сектор».

Принятые в межфорумный период государственные решения и активно начавшиеся процессы расширения круга организаций, выходящих на рынок социальных услуг, выдвигают на первый план более широкие вопросы качества и результативности. Учет существующих рисков (как «погони за показателями» числа негосударственных поставщиков в ущерб качеству, так и недооценки возможностей открытой конкуренции для его повышения) необходим для анализа и планирования работы по этому направлению. Поэтому принято решение создать новую площадку, которая займется вышеназванными задачами.

В течение полутора лет действует принципиально новое базовое законодательство и обширный комплекс подзаконных актов федерального и регионального уровня в сфере социального обслуживания граждан. В них определены новые задачи социальной помощи (в том числе, расширение возможностей граждан самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности); новые механизмы определения индивидуальной нуждаемости в помощи; ее планирования и организации. Сейчас ведется работа по анализу практики применения нового законодательства. Представителям гражданского общества, экспертам важно принять в ней активное участие, чтобы  выявить  самые значимые проблемы для обеспечения качества социальных услуг  и выработать в сотрудничестве с органами государственной власти предложения по их решению.

Ряд мероприятий, направленных на обеспечение качества помощи, предусмотрен действующими государственными программами. Выполнение части из них находится в фокусе общественного внимания: формирование независимой системы оценки качества; привлечение в сферу социального обслуживания населения бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев. Другие не менее значимые инструменты (разработка и внедрение в практику работы учреждений социального обслуживания населения норм, нормативов, стандартов предоставления социальных услуг) анализируются в меньшей степени. При этом эксперты отмечают, что система оценки - самое проблемное поле общественного контроля, и требует серьезной проработки.

“Непрозрачной” остается практика включения тех или иных услуг в утверждаемые перечни. В настоящее время система профессиональных требований достаточно разрознена, и ее отдельные блоки (описание методик и технологий услуг, профессиональные стандарты, стандарты конкретных услуг) создавались различными группами разработчиков без достаточной координации.

Согласование подходов к стандартизации услуг, выработка базовых критериев качества и результативности, их «выравнивание» для поставщиков различной формы собственности, их использование в деятельности, в ее оценке, в подготовке кадров -  актуальное поле для работы.

Следует выделить также ряд вопросов, требующих особого внимания:   

1. Диверсификация подходов к организации социального обслуживания представителей различных целевых групп. Особенности оказания социальных услуг и социального сопровождения семей с детьми, их существенные отличия от услуг лицам старшего возраста, инвалидам в настоящее время недостаточно учитываются и в нормативных актах, и в практике управления.

2. Организация научно-методического обеспечения социального обслуживания. Требуется координация усилий органов власти, научных организаций, вузов, некоммерческого сектора в создании преимуществ для тех, кто использует современные и результативные технологии, внедряет услуги, подтвердившие свою эффективность. Необходимо сформировать систему стимулов, а также обеспечить доступную образовательную и методическую поддержку на всех уровнях, без которой достижение качества является нереалистичным.

3. Устранение неоднозначности и несогласованности в нормативном регулировании. Совместная реализация закона об основах социального обслуживания граждан и ряда действовавших ранее законодательных актов вызывает затруднения у  правоприменителей. Требуется дать четкие и ясные легитимные ответы на все возникающие вопросы, и проинформировать об этом всех заинтересованных.

Цель - обсудить и согласовать возможность реализации государственно-общественной “дорожной карты” согласованных усилий, направленных на формирование инфраструктуры качества социальной помощи гражданам.

Задачи:

  • привлечь внимание экспертов и лиц, принимающих решения, к проблемным, «выпадающим» аспектам работы по модернизации социального обслуживания;

  • обсудить и согласовать приоритеты совместной аналитической и проектной работы на 2016-2017 годы, использование существующих площадок, ресурсов и механизмов для взаимодействия;

  • сформировать рабочую группу для подготовки заинтересованных органов власти и организаций.

К участию в работе площадки приглашены представители органов исполнительной власти и общественных организаций. В частности, сотрудники департамента демографической политики и социальной защиты населения Минтруда России; департамента по защите прав детей Минобрнауки России; департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России; нескольких органов исполнительной власти субъектов РФ. А также члены Общественного совета Минтруда России, представители Агентства стратегических инициатив, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, региональных НКО и ресурсных центров, центров компетенций, в т.ч. получателей поддержки Минэкономразвития России.

Рабочее обсуждение пройдет  в формате проектного совещания, включающего в себя:

  • основной доклад и комментарии к нему,

  • экспертную дискуссию по проблематике,

  • круг (все участники высказывают предложения о своем возможном участии в дальнейшей работе площадки в межфорумный период).

Ожидается, что в результате очной встречи будет создана консенсусная «карта проблем» обеспечения качества социальной помощи, которая станет основой для проработки текста аналитической записки, содержащей обоснованные выводы и предложения.

Будет сформирована рабочая группа для подготовки документа, с привлечением, по желанию, всех участников обсуждения, и с участием представителей органов исполнительной власти и экспертного сообщества.

Координатор площадки - Александр Михайлович Спивак, председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, e-mail: aspivak@nfpcc.ru

Координатор площадки  Александр Спивак - о будущем социально ориентированных НКО https://www.civil-forum.ru/opinions/moderator-podgruppy-ogf-aleksandr-spivak-o-budushchem-sotsialno-orientirovannykh-nko.html

Представители ОГФ вошли в межведомственную рабочую группу, обеспечивающую выход СО НКО на рынок соцуслуг https://www.civil-forum.ru/forums/2016/news/predstaviteli-ogf-voshli-v-mezhvedomstvennuyu-rabochuyu-....

Аналитический доклад "Участие СО НКО в оказании социальных услуг семьям и детям Москвы" http://sirotstvo.ru/doklad_sonko_msk_2016/