Некоммерческий сектор

Координатор площадки:

«Создание условий для развития некоммерческого сектора экономики»

Цель: Обсудить перспективы некоммерческого сектора экономики и возможные стратегии развития различных его субъектов, выработать предложения по реализации позитивных сценариев.

Задачи:

– Оценить социально-экономическую эффективность вложения бюджетных средств в НКО,

– Подготовить рекомендации по минимизации случаев препятствования деятельности НКО (отказов в регистрации по техническим причинам, избыточности проверок, навешивания «ярлыков», не отвечающих действительности и т.д.),

– Выработать предложения по развитию российских источников финансирования НКО (создание дополнительных стимулов для частных лиц и компаний, сохранение Программы поддержки СО НКО, оптимизация расходования средств «президентских» грантов, оценка целесообразности трат значительных ресурсов на проверки, разработка подходов к концепции развития некоммерческого сектора экономики (межсекторность и междисциплинарность, консолидация ресурсов и координация усилий, исследования потребности, мониторинги эффективности и управление по результатам);

– Подготовить поправки, гармонизирующие законодательство (cм. Приложение – конструирование адекватного статуса «лицо, выполняющее функции иностранного агента» или альтернативных статусов об иностранном лоббизме; развитие благотворительной и иной социально ориентированной некоммерческой деятельности, повышение устойчивости НКО; содействие развитию рынка социальных услуг и повышению их качества).

Актуальность:

Сегодня в России существуют общие проблемы для всех некоммерческих организаций, связанные с противоречивой политикой государства. С одной стороны, всеми уровнями власти декларируется заинтересованность в развитом институте социально ориентированных НКО и обсуждается очередная порция благотворных изменений законодательства. С другой, наблюдаются массовые отказы в регистрации НКО по самым разным основаниям, организации подвергаются многочисленным проверкам (при этом в публичном доступе нет информации о проблемах, которых благодаря этому удалось избежать), а сама Программа поддержки социально ориентированных НКО в начале года чуть не была отменена по технической причине (информация о неэффективности программы никем представлена не была, предложение прекратить финансирование было связано исключительно с необходимостью секвестировать бюджет в связи со сложной экономической ситуацией в стране). СО НКО все чаще попадают в реестр «выполняющих функции иностранного агента» (и подвергаются различным формам дискриминации). В регионах произвольное зачисление организаций в реестр нередко становится способом расправы с «неудобными», с теми, кто разоблачает коррупцию, злоупотребления властью и пр., а то и просто ведет социально ориентированную деятельность. Организации, настроенные до зачисления их в реестр на взаимодействие с властью, после попадания в него вымываются из пространства конструктивного диалога, иногда это приводит к радикализации их позиций.

Ситуация с рисками использования иностранного финансирования усугубляется недостаточностью российского. НКО дискриминируются по сравнению с государственными/муниципальными учреждениями (во многих регионах для последних существуют льготы по налогам на транспорт, землю и имущество, они обладают преимуществами доступа к средствам бюджетов и инфраструктуре, а сотрудники таких организаций – социальными гарантиями и льготами). Кроме того, наблюдается раскоординированность усилий ведомств социального блока, отвечающих за устойчивость функционирования поставщиков социальных услуг (в сфере их интересов – ведомственная сеть учреждений), и уполномоченных органов по поддержке СО НКО. Возникает парадоксальная в условиях дефицитов бюджетов всех уровней ситуация, при которой приоритеты поддержки НКО и их проекты отбираются одними органами власти, а за реализацию социальных задач отвечают другие. Предоставление населению подавляющей части государственных (муниципальных) услуг (работ) в социальной сфере, финансируемых за счет бюджетных средств, осуществляется на основе сети государственных и муниципальных учреждений. Монополизм в системе оказания социальных услуг приводит к тому, что учреждения слабо заинтересованы в повышении их качества и эффективности. Малопрозрачной остается и система принятия решений органов публичной власти в отношении объемов, разнообразия и качества социальных услуг. При этом некоммерческие организацию не просто являются инструментом решения социальных проблем, но зачастую – более гибким по сравнению с ведомственной сетью инструментом, обладающим потенциалом перехода от модели социального обслуживания граждан к модели социального сопровождения, ориентированным на выведение граждан из трудной жизненной ситуации и/или превращение их из пассивных получателей поддержки в активных участников собственной жизни и жизни страны. Проекты с доказанной эффективностью целесообразно переводить на финансирование через соцзаказ, а не конкурс грантов/субсидий для НКО.

Дискриминируются НКО и по сравнению с малым и среднем бизнесом: не имеют доступа к инфраструктуре государственной поддержки, симметричной оказываемой организациям малого и среднего бизнеса (субсидирование процентной ставки по кредитам, льготное кредитование, предоставление госгарантий по кредитам и т.д.). Часть проблем являются общими для некоммерческих и малых и средних коммерческих организаций (проверки, несовершенство процедур госзакупок и т.д.)

От «эклектики» в сфере взаимодействия государственного и некоммерческого секторов все устали, сформировался запрос на прозрачные непротиворечивые сигналы, «тотальную программу», которая бы допускала свободное спонтанное развитие внутри себя и вариативность в регионах и муниципалитетах. А также давала ответ на вопрос о подходах к определению приоритетных социальных задач для решения силами НКО и на деньги налогоплательщиков.

В основу обеспечения качества жизни граждан должна лечь принципиально новая модель социальной политики, основанная на межсекторном взаимодействии – партнерстве власти, бизнеса и негосударственных некоммерческих организаций (НКО) в решении социальных задач. В такой модели люди и их объединения – одновременно и благополучатели социальной политики, и ее участники, совместно определяющие задачи государственных органов, осуществляющие контроль за их работой и дополняющие ее собственными инициативами в социальной сфере, в том числе по привлечению в нее негосударственных ресурсов.

Сквозным, доминирующим направлением при этом является развитие социального капитала, понимаемого как стратегия, нацеленная на капитализацию нематериальных ценностей, таких как уровень доверия в обществе, развитость и устойчивость социальных связей, взаимопомощь, уверенность, безопасность.

Для достижения заявленных ориентиров самостоятельным объектом государственной политики должны стать социальные взаимодействия, включая социальные институты, нормы и отношения. Государство при поддержке гражданского общества должно создавать условия и всемерно поощрять развитие таких социальных взаимодействий, которые не укладываются в рамки конкурентной борьбы, а нацелены на борьбу с бедностью и социальным исключением, смягчение дифференциации по социальному, территориальному и другим признакам, добровольное использование частных средств для создания общественных благ, соблюдение прав человека, достижение равенства всех перед законом и пр.

Этапы работы:

1. Анализ проблем, препятствующий развитию некоммерческого сектора экономики.

2. Описание социально-экономических задач, которые могут быть решены при решении этих проблем.

3. Подготовка предложений по развитию некоммерческого сектора экономики и различных его субъектов.

4. Подготовка и доработка поправок в законодательство.

5. Обсуждение предложений с представителями заинтересованных сторон, доработка предложений.

Ожидаемые результаты:

– подготовлены и представлены кейсы социально-экономической эффективности вложения бюджетных средств в НКО;

– подготовлены рекомендации по минимизации случаев препятствования деятельности НКО (отказов в регистрации по техническим причинам, избыточности проверок, навешивания «ярлыков», не отвечающих действительности и т.д.);

– выработать предложения по развитию российских источников финансирования НКО (создание дополнительных стимулов для частных лиц и компаний, сохранение Программы поддержки СО НКО, оптимизация расходования средств «президентских» грантов, оценка целесообразности трат значительных ресурсов на проверки, разработка подходов к концепции развития некоммерческого сектора экономики (межсекторность и междисциплинарность, консолидация ресурсов и координация усилий, исследования потребности, мониторинги эффективности и управление по результатам);

– подготовлены поправки, гармонизирующие законодательство (cм. Приложение – конструирование адекватного статуса «лицо, выполняющее функции иностранного агента» или альтернативных статусов об иностранном лоббизме; развитие благотворительной и иной социально ориентированной некоммерческой деятельности, повышение устойчивости НКО; содействие развитию рынка социальных услуг и повышению их качества);

– сформировано сообщество представителей некоммерческих организаций/инициативных групп, экспертов и заинтересованных представителей бизнеса и власти с целью совместных действий по развитию некоммерческого сектора экономики для повышения качества жизни граждан. Повышение качества жизни должно оцениваться в дальнейшем не только как постоянный рост покупательной способности для более активного участия в массовом потреблении, а как доступность для населения стиля жизни, включающего гражданскую активность, культурный капитал, развитые социальные связи на основе экономической безопасности, достоинства и самостоятельности. И, наконец, вершиной социального развития на этом пути является достижение верховенства закона и действенное распределение ответственности между людьми, организациями, институтами в деле равного доступа всех к осуществлению своих гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав.

Участники:

– эксперты федерального, регионального и муниципального уровней – специалисты в сфере развития некоммерческого сектора экономики, социального партнерства и межсекторного взаимодействия, а также юристы, исследователи, аналитики;

– представители некоммерческих организаций и инициативных групп, имеющие позитивный опыт решения социальных задач, социального партнерства и межсекторного взаимодействия;

– представители экономического и социального блока; региональных уполномоченных органов по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, органов местного самоуправления, заинтересованные во взаимодействии с представителями гражданского общества с целью повышения эффективности решения социальных задач;

– представители государственных и муниципальных учреждений, готовые к совместной работе с представителями гражданского общества.

Эксперты:

Площадка находится в постоянном взаимодействии с Постоянной комиссией по развитию НКО Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

К участию в подготовке и организации площадки в рамках Общероссийского гражданского форума приглашены:

Бахмин Вячеслав Иванович – член Московской Хельсинской группы, консультант Фонда Чарльза Стюарта Мотта,

Грозовский Борис Владимирович – креативный директор Фонда Егора Гайдара,

Задорин Игорь Вениаминович – руководитель Исследовательской группы «Циркон»,

Каминарская Наталья Георгиевна – исполнительный директор Некоммерческого партнерства грантодающих организаций «Форум доноров»,

Коротеева Оксана Васильевна – доцент ИГСУ РАНХиГС,

Лукашевский Сергей Маркович – исполнительный директор Сахаровского центра,

Маковецкая Светлана Геннадьевна – директор Центра гражданского анализа и независимых исследований (Пермь),

Максимов Андрей Николаевич – руководитель проекта Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив «Муниципальная карта России: точки роста», председатель Экспертного совета Союза Российских городов,

Малицкая Елена Павловна – президент Сибирского центра поддержки общественных инициатив (Новосибирск),

Мельконьянц Григорий Аркадьевич – сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос»,

Милославская Дарья Игоревна – председатель Совета НП «Юристы за гражданское общество»,

Михайлова Марина Евгеньевна – директор Центра социальных технологий «Гарант» (Архангельск),

Орлова Анна Валерьевна – председатель правления Центра развития некоммерческих организаций (Санкт-Петербург),

Римский Владимир Львович – заведующий отделом социологии Регионального общественного фонда «Информатика для демократии»,

Спивак Александр Михайлович – председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения,

Таубина Наталья Евгеньевна – директор Фонда «Общественный вердикт»,

Тополева-Солдунова Елена Андреевна – директор Агентства социальной информации, председатель Постоянной комиссии по развитию НКО Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, заместитель председателя Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ.

Черток Мария Михайловна – директор CAF-Россия,

Честин Игорь Евгеньевич – директор WWF России,

Чукалин Илья Владимирович – член Координационного совета по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций,

Скворцова Анна Яновна – исполнительный директор Центра развития некоммерческих организаций (Санкт-Петербург),

Ясинская Елена Алексеевна – начальник Отдела развития некоммерческого сектора экономика Департамента социального развития и инновация Минэкономразвития России.

и другие.


Дополнительные материалы:

Страницы:
1 2 »