Контрольно-надзорная деятельность

Координатор площадки:
Новиков Вадим Витальевич
Антимонопольный экономист
«Пределы контрольно-надзорной деятельности»

Цель: Площадка призвана поместить в повестку дня комментаторов деловых и популярных газет проблему ошибочных (с точки зрения буквы или духа законов) наказаний с тем, чтобы подход «главное, чтобы каждый виновный не смог уйти» встречал предсказуемые возражения и упреки в отсутствии баланса.

Актуальность площадки:

Средства массовой информации полны сообщениями о случаях сомнительного, а зачастую очевидно ошибочного, абсурдного и жесткого правоприменения. При всем их количестве эти случаи остаются всего лишь «случаями», эксцессами исполнителей. То, чего не хватает, это взгляда на них как на побочные последствия решений, которые приняты на других уровнях, и не только руководством органов власти, но и самими избирателями. Эти решения превращают правоприменительные органы, которые вроде бы должны ограждать граждан от опасностей, в еще один источник опасностей.

Вот некоторые из установок, которые делают правоприменительные органы опасными для граждан:

– «Идея нулевого промилле» – максимально широкое определение опасного поведения с тем, чтобы все сомнения в опасности трактовались в пользу ее наличия;

– «Презумпция правоты правоприменителя» – признание действие госорганов правоприменением в отсутствие доказательств того, что они в действительности надежно разделяют искомые нарушения и прочие действия;

- Низкие стандарты доказывания – маленькая планка при определении того, что опасное поведение действительно было;

– Пренебрежение пропорциональностью санкций – существенные наказания за относительно безопасные поступки;

– Стремление пресекать относительно редкие проступки.

Эти установки опираются на более общую идею о том, что единственной ценностью правоприменения является то, чтобы никто из виновных не ушел от ответственности. Побочные последствия этой идеи в виде большого числа ошибочных осуждений либо не осознаются, либо принимаются как не требующая обсуждения плата («лес рубят — щепки летят»).

Снижение опасности от правоприменительной деятельности подразумевает обеспечение баланса между задачей наказать виновных и задачей избежать наказания невиновных, для чего эта вторая задача должна быть сначала утверждена как важная для общества и как находящаяся в естественном конфликте с первой. Площадка призвана помочь утвердить новый баланс.

Роль площадки:

Площадка призвана помочь быть услышанными тем, кто пострадал от излишне низкой планки в определении нарушения, и тем, кто знает, как поднять эту планку более высоко.

Принципы и ключевые решения:

– Основные усилия не на собственную разработку реформ, а на то, чтобы разработчики были услышаны (для начала разработчики двух законопроектов о риско-ориентированном подходе к контрольно-надзорной деятельности из ВШЭ и МЭР) ;

– Основная аудитория – общественность, а не чиновники; люди, а не организации;

– В поиске идей «еж, а не лиса»: площадке интересны не особенные решения для каждой из сфер контроля и надзора, а идеи, которые окажутся полезными почти везде.

Предполагаемые результаты:

– Союзником проекта являются два или более органа власти;

– Существует cause célèbre, широко известная проблематизирующая история;

– Создан «конвейер историй», который дает в общий доступ не менее одной проблематизирующей истории в неделю;

Не более трети историй посвящены одному ведомству;

– Существуют не менее трех людей, которые убедительны для прессы как специалисты по контролю и надзору как таковому (без привязки к конкретному ведомству).

План действий:

– Создать короткий проблемный документ, иллюстрирующий на конкретных случаях сомнительного правоприменения, какого рода проблемы планирует решать площадка;

– Наладить систематический сбор информации о «перегибах» в контроле и надзоре (обсуждения с офисом бизнес-омбудсмена; специалистами по обработке интернет-данных; деловыми ассоциациями; теми, кто в силу работы уже ведет релевантные мониторинги) и раскрытие этой информации;

– Организовать в рамках ОГФ сессию, предлагающую общественности аргументацию в пользу поднятия планки в поиске и признании нарушений. Сессия сочетает прагматическую и ценностную аргументацию; вопросы собственно контроля и надзора и смежные темы вроде стандартов доказывания в уголовных делах (каковы аргументы в пользу планки «вне разумных сомнений?»);

– Организовать во второй день ОГФ выставку карикатур Сергея Ёлкина, посвященную перегибам правоприменения.

Итоговые документы работы площадки ОГФ-2015:

– Доклад о проблемах и пределах правоприменения;

– Отзыв на обсуждаемые законопроекты о реформе контрольно-надзорной деятельности.

Участники:

– деловые ассоциации;

– общественные группы, занимающиеся мониторингом отдельных сфер правоприменения;

– эксперты в области контрольно-надзорной деятельности в целом и в области работы отдельных ведомств;

– юристы, интересующиеся проблемами философии права;

– представители органов власти;

– представители СМИ.

Экспертный состав:

1. Бабицкий Андрей Федорович, заместитель главного редактора журнала «РБК»

2. Верещагин Александр Николаевич, генеральный директор ООО «Институт прецедента»

3. Герман Макар Андреевич, директор Департамента Аппарата Правительства РФ

4. Головастиков Кирилл, шеф-редактор Arzamas

5. Грозовский Борис Владимирович, редактор «Ведомостей»

6. Жулин Андрей Борисович, директор Института государственного и муниципального управления ВШЭ

7. Карапетов Артем Георгиевич, директор Юридического института «М-Логос»

8. Корочкин Владислав Леонтьевич, вице-президент «Опоры России»

9. Кузнецов Юрий Владимирович, заместитель главного редактора журнала «Экономическая политика»

10. Лазарян Самвел, советник директора НИФИ Минфина России

11. Мартынов Кирилл Константинович, редактор «Новой газеты»

12. Назаров Владимир Станиславович, директор НИФИ Минфина России

13. Никчемная Елена Антсовна, генеральный директор «Бюро системных решений»

14. Новиков Вадим Витальевич, ст.н.с. РАНХиГС при Президенте РФ

15. Новоселова Светлана, эксперт «Деловой России»

16. Плаксин Сергей Михайлович, заместитель директора Института государственного и муниципального управления ВШЭ

17. Ульянов Алексей Сергеевич, директор по развитию НАИЗ

18. Херсонцев Алексей Игоревич, директор Департамента Минэкономразвития России

19. Цыдыпов Тумун Леонидович, руководитель проектов АЦ «Форум»

20. Южаков Владимир Николаевич, директор Центра технологий государственного управления РАНХиГС


Дополнительные материалы: